Психофизиопрофилактическая подготовка к родам

Главная » Психофизиопрофилактическая подготовка к родам

Психофизиопрофилактическая подготовка беременной к родам начинается тогда, когда она впервые обращается к акушерке. Особое внимание уделяется ей в последние 6-8 недель беременности. Средний медицинский персонал должен быть хорошо знаком с методами психофизиопрофилактической подготовки. В родовспомогательных учреждениях должен быть лечебно-охранительный режим. Женщины слабого, неуравновешенного типа нервной системы чаще опасаются родов, роды у них проходят с болью, осложнениями. На этих женщин надо обращать особое внимание. Занятия формируют у женщины правильное представление о родах как о физиологическом процессе, создают положительные эмоции.

Физические упражнения способствуют нормальному протеканию беременности и родам, укрепляют мышцы тазового дна, улучшают обменные процессы в организме, является одним из средств профилактики нарушений сократительной деятельности матки. В комплекс мероприятий входит также ультрафиолетовое облучение.

Психофизиопрофилактическая подготовка к родам

На специальных занятиях готовят женщин к родам. Эти занятия проводят после 32-й недели беременности; они совпадают с третьим комплексом физических упражнений.

  1. Первое занятие. Акушерка знакомится с индивидуальными особенностями беременной, объясняет ей необоснованность страха перед родами. В карточке указывает тип нервной деятельности беременной и возможность осложненных родов. В случае необходимости консультируется с врачом.
  2. Второе занятие. Групповое, как и все последующие, Цель занятия — помочь беременной избавиться от страха перед родами. Выяснив причины страха, акушерка убеждает беременную, что все будет хорошо, вызывая у нее положительные эмоции.
  3. Третье занятие. Беременную утверждают, что роды могут быть безболезненными. Роды является физической нагрузкой. Подают краткие сведения о строении наружных и внутренних половых органов, рассказывают, как происходит оплодотворение. Акушерка отмечает, что растяжение матки во время берменности — акт физиологический, роди — также. Все занятия полны элементов убеждения, розъяснения, обучения.
  4. Четвертое занятие. Беременным объясняют анатомическую и физиологическую суть первого периода родов. Этот период характеризуется схватками — периодическими сокращениями мускулатуры матки, сила которой расходуется на открытие шейки матки и продвижения плода по родовому каналу. Продолжаются схватки 40-50 сек, и в начале родов они повторяются через 10-15 мин, а затем — через 4-6 мин. Шейка матки раскрывается, плодный пузырь смещается к сглаженной раскрытой шейки матки и разрывается, отходят околоплодные воды. ощущение тиснения, растяжения, распирания не должны пугать женщину. Чтобы легче воспринимать эти ощущения, рекомендуют ряд специальных приемов. С появлением схваток или с началом отхождения околоплодных вод, беременную надо отвезти в родильный дом. Женщина сама должна подсчитывать количество схваток. в течение первого периода родов у первородящих бывает около 140-150 схваток, у повторнородящих — 100. Беременную предупреждают, что ей делать влагалищные обследования, потому что это необходимо при любых родах. После отхождения вод, женщина должна лежать на том боку, где прослушивается серцебиение плода. Это скажет акушерка или врач. Спинка давит на нервные окончания матки и стимулирует схватки. Во время родов женщина должна есть то, что рекомендует врач. Когда нет схваток, надо отдыхать (дремать) чтобы сохранять силы. Мочевой пузырь роженица должна опорожнять через 2 часа, чтобы он не растягивался и не препятствовал продвижению головки.
  5. Пятое занятие. Беременных обучают приемам, которые уменьшают болевые ощущения. Первый прием: ритмичное дыхание во время схваток, примерно 30 раз в 1 мин. Это улучшает снабжение плода кислородом. Ведь при сокращении матки во время схваток сужаются сосуды, которые питают плод. Второй прием: сочетание ритмичного дыхания с поглаживанием нижней половины живота. Руки размещают в надлобковой области живота, у средней его линии, затем передвигают вверх и немного наружу. Чем сильнее схватки, тем интенсивнее поглаживания. Прием применяют во время глубокого вдоха, причем поглаживание вверх — при вдохе, поглаживание вниз — при выдохе. Беременным объясняют, что внутренние органы, в частности матка, имеют связь через спинной мозг с кожей. Поглаживание кожи может уменьшить болевую чувствительность матки. Третий прием: прижимания большими пальцами определенных точек (спереди — у передне-верхних поверхностей подвздошных костей, сзади — у наружных поверхностей таза и бедер, большие пальце- на передне-верхних остях). Применяют этот прием, когда схватки возникают через 2-3 мин. Нажимают от начала до конца схватки. В зону ромба Михаэлиса действуют кулаками, которые роженица подкладывает под крестец. Можно под крестец подкладывать плотный валик и «прокатывать» на нем крестец, скользя по валике назад и вперед. Следует помнить, что сами по себе указанные приемы не обезболивают роды, а будто переключают роженицу на другой вид деятельности, способствуя угасанию болевых ощущений.
  6. Шестое занятие. Беременных знакомят с физиологией второго и третьего периодов родов и объясняют им, как надо вести себя в это время. Второй период длится 1-1,5 часа и заканчивается рождением ребенка. Роженица должна сильнее напрягать мышцы брюшной стенки, способствуя увеличению внутрибрюшного и внутриматочного давления, то есть тужиться. С начала схватки, надо сделать глубокий вдох, поднять голову и верхний отдел туловища, руками взяться за специальные поручни, прикрепленные к кровати, и потужиться. Когда родится головка ребенка, следует перестать тужиться, отпустить поручни, расслабить мышцы брюшной стенки, делать глубокие вдохи. Когда рождаются плечики, нужно привести ноги к животу, чтобы изменить угол наклона таза и облегчить прохождение плечиков. Беременная тренируется на кушетке.
  7. Седьмое занятие — заключительное. Оно называется «Радость материнства». Беременным рассказывают о современных успехах родовспоможения, о преимуществах родовспоможения в стране, о правах многодетной матери и матери-одиночки. Седьмое занятие проводят не позднее чем за 6-7 дней до родов, чтобы условно-рефлекторные связи в коре головного мозга у беременной были устойчивы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх